Стратегия жизни – стратегия успеха

СОЦИОЛОГИ давно выяснили, что женские и мужские биографии строятся поразному. При этом считается нормальным, что мужские биографии более разнообразны и “управляемы” идеей карьеры. …Ученикам одной из московских школ предложили известный в психологии “тест Куна”. Нужно было примерно 20 раз ответить на вопрос “Кто я?” В результате мы получили 130 “сочинений” 10-летних, 14-15-летних и 16-летних школьников.

Если коротко, то они сводились к тому, что девочки главным образом хотели нравиться, окружающим, и этим в основном исчерпывались их амбиции. Для мальчиков жизненно важным был вопрос, как примет их социум и смогут ли они занять в нем заметное положение. Прошло несколько лет, и вот в конце 1997 г. студенты одного из московских университетов по моей просьбе описали, как, по их мнению, сложатся судьбы молодого человека (назовем его Сергей) и девушки (назовем ее Анна), заканчивающих медицинский институт с отличием и проявивших блестящие способности во время учебы. Я проанализировала 60 сочинений (30, написанных юношами, и 30, написанных девушками). Судьбы Анны и Сергея, как считают студенты, сложатся весьма различно.

Наиболее “вероятные” варианты судьбы Анны выглядят так: она будет обыкновенным скромным врачом (так считают 53% студентов), выйдет замуж и родит детей (написано в 82% сочинений), будет делать карьеру по специальности (29% ответов). Иначе выглядят варианты жизненного пути Сергея. Никто не написал, что он будет простым врачом. 59% считают, что Сергей сделает хорошую карьеру по своей специальности, 29,4% считают, что он займется в медицине бизнесом, 12% полагают, что он в конце концов сменит профессию врача как неперспективную в плане денег карьеры. В 70% сочинений отмечают, что Сергей создаст семью, но это будет после того или крайней мере в процессе того, как он будет выстраивать успешную карьеру. Никто не написал, что Сергей не достигнет профессионального успеха или что он не будет работать (например, окажется безработным).

Вероятно, комментарии здесь излишни. Замечу только, что в ответах юношей и девушек не было существенной разницы. Предложив студентам такое задание, я использовала методику американской исследовательницы Мартины Хорнер, которая в 1969 г. на основании анализа сочинений студенток получила следующий результат: 80% девушек предсказали “ему” успех, а 65% – описали разного рода неблагоприятные варианты “ее” судьбы. Американская исследовательница предположила, что в современных женщинах воспитана “боязнь успеха”, которая мешает даже самым способным из них хотеть и добиваться социального признания, мешает им стремиться к карьере и тем более осуществлять это стремление.